По мере развития этого ремесла усложнялся и сам процесс работы над изделием. Он становился всё более точным и аккуратным. Так на сегодняшний день, считается, что чем больше вложено в одно ваяние различных этапов обработки, тем оно более искусно.
Начинается работа с лепки, снятия формы, отливки в воске, доработки в воске (где-то подравнивания, подчистки, припаивания литников и выпарин, через которые будет идти метал и выходить воздух). Затем начинается процесс формовки: восковка заливается определенным составом, форма застывает, воск из формы вытапливается, форма ставится в печь на просушку, чтоб не осталось влаги. И лишь затем, наконец, происходит заливка металла, форма разбивается, изделие дорабатывается в металле: убирается лишнее, шлифуется, иногда полируется.
Каждая работа по-своему сложна, потому что очень часто приходится сталкиваться с заказами, которые ранее не выполнялись. И часто сложно угодить клиенту, так как он сам не всегда знает, чего хочет на самом деле.
Время на изготовление одного объекта зависит от сложности самого изделия. Иногда случаются задержки, в связи с отсутствием материалов или поломкой инструментов. Больше всего времени уходит на лепку и на согласование с клиентом.
Работа строится из следующих этапов: лепка, снятие форм, формовка и отливка. Также мастера прибегают и к постобработке - уже отлитое изделие чеканят и патинируют. Патинирование – это искусственное старение металла, окисление. Его обрабатывают специальными химическими реактивами. После чего, бронза, например, приобретает темный цвет, как будто ей много лет. Цвет можно сделать от чуть темного, до черного и зелёного.
При литье используется латунь, бронза и алюминий. Готовое изделие можно дополнить деревом, камнем и коваными элементами. Всё зависит от представлений заказчика. Мелкие фигуры заливаются металлом полностью. Большие изделия делаются полыми, потому что лишний вес никому не нужен. Цены на материалы непостоянны - зависят от места закупки и др. моментов.
Эта работа для настоящих мужчин – поднять ковш с расплавленным металлом очень тяжело. И к тому же она вредна для здоровья, ведь если периодически дышать кислотами, щелочами и металлической пылью это ничего хорошего для лёгких. Спасает – любовь к делу. Литьё это полностью творческий процесс, постоянно приходится что-то менять, чтобы добиться желаемого результата, который устроит и мастеров, и заказчиков.
Обучить этой технике можно любого у кого есть творческий потенциал и кто не боится работать, а работать приходится много! В конце концов, и медведей учат на велосипеде ездить, но не последнюю роль играет, конечно, желание. Но, всё же, создать неповторимый объект из стандартных материалов способен лишь истинный художник!
Мастер – Андрей Черкасов родился в творческой семье. Его дед - плотник, резчик по дереву, мама хорошо шьет и рисует, у отца - золотые руки, многое сам сделал дома. Андрей унаследовал от родственников художественное восприятие объектов. И практикует искусство литья из различных металлов в мастерской с октября прошлого года. Андрей сразу полюбил свою работу: «Мне понравилось отношение, когда я только пришел в мастерскую. У нас никто не командует, а подсказывают, как сделать лучше».
Андрей Черкасов работает в команде, вместе с ним постоянно трудятся 3 человека. Иногда приходится привлекать сторонних людей, например, скульпторов.
Он один из тех, кто по одной лишь картинке создаёт руками эксклюзивные реалистичные объекты: статуи, статуэтки, сувенирную продукцию, художественные элементы на ворота и на лестницы. А также реставрирует предметы из металла и делает копии уже имеющихся изделий.
Вопрос: Кто и где впервые заказал у Вас работу?
Ответ: Ну, я пришел в мастерскую относительно недавно, и первый заказ я нашел через интернет. Слепил фигурку, отлил в бронзе и разместил в сети. Её купили и захотели ещё, только немного измененную.
Вопрос: Какова ценность одной такой работы (стоимость)?
Ответ: Вопрос сложный – к каждой работе свой подход, и, соответственно, цена у неё тоже своя. К примеру, скульпторы, за лепку бюста высотой 20 см берут тысяч 25-30, а статуя в полный рост стоит уже тысяч 500. Это только лепка, без отливки. Мы такие цены, конечно, не загибаем, но изделия получаются далеко не из дешевых. С клиентами всё оговаривается, в любом случае получается дешевле, чем в магазине покупать, там уже минимум одна накрутка процентов 20-30.
Вопрос: Что значит для Вас эта работа?
Ответ: Ну конечно финансы и самовыражение. Когда нет заказов, делаем что-нибудь для души, а ничто так не радует, как работа, которой хочется заниматься!
Андрей считает, что ему есть ещё к чему стремиться, и нет предела совершенству. И всё-таки, он – мастер по призванию, ему нравится то, что он делает, и даже сложные заказы его не пугают. Например, недавно в мастерской был заказ из Ессентуки - балясины на лестницу. Их отливали по фото и размерам из алюминия, но качество отливки - не устроило, так что пришлось ему попробовать себя и в токарном мастерстве.
Вопрос: Почему Вы выбрали себе эту профессию?
Ответ: С детства увлекался творчеством!
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.